Начало MLM и сетевого бизнеса - История MLM
История возникновения MLM ( multi-level marketing), многоуровневого маркетинга.
История MLM в современном цивилизованном мире,
связана с именем американца Карла Ренборга (1887 - 1973), чьи
реализованные идеи превратились в индустрию Сетевого маркетинга с более
чем 200 миллиардным оборотом.
Двенадцать лет Ренборг прожил в Китае, работая в
различных американских компаниях (нефтяных, судостроительных) и уже
тогда стал задумываться о системе правильного питания человека и роли в
ней витаминов. В США, где Ренборг оказался в 1927 году, он вплотную
приступил к созданию различных пищевых добавок, основой для которых
избрал люцерну, содержащую множество витаминов, минералов, белка и
других полезных компонентов.
Созданные на её основе препараты Ренборг предложил
для испытания своим знакомым, раздав продукцию бесплатно. Результатов
не было - никто не стал пробовать полученные пищевые добавки. Тогда
Карл стал брать за них деньги, поняв, что ничто бесплатное не ценится.
Результаты тотчас появились, причём самые позитивные. Информация о
полезных добавках получила широкое распространение (у каждого из
знакомых Ренборга нашлось много своих знакомых), люди просили Ренборга
о встречах, чтобы получить больше информации о новом продукте.
Удовлетворить все заявки Карл, разумеется, не мог.
И тогда ему пришла в голову гениальная мысль.
Ренборг предложил друзьям самим давать информацию о пищевых добавках
своим знакомым, а если те купят их, он обещал выплатить комиссионные.
Он решил платить также тем знакомым своих друзей, кто в свою очередь,
будет продвигать его товар дальше, используя уже свои связи. Так
родился Сетевой Маркетинг
Гвозди как пищевая добавка
В середине 20-х годов Карл Ренборг среди многих
других иностранцев оказался в тюрьме, когда к власти в Китае пришли
революционные силы под руководством генерала Чан Кай-Ши. Именно тогда
он стал на практике проверять различные диеты, так как тюремная пища не
способствовала сохранению здоровья. Но где было взять необходимые для
организма элементы? Например, железо? Карл нашел выход - первой пищевой
добавкой стали... ржавые гвозди! Частички от них Ренборг добавлял в
тюремную пищу, потом договорился с охранниками, чтобы те приносили ему
различные травы...Карл Ренборг и те, кто следовал его примеру, смогли
не только выжить, но и вернуться на родину.
Рождение первой компании
В 1934 году Карл Ренборг основал компанию
"California Vitamins" и благодаря новой системе продаж, когда
потребители продукта становились и его распространителями
(дистрибьюторами), компания быстро достигла оборота 7 миллионов
долларов, не вложив ни одного доллара в рекламу. В 1939 году Карл
Ренборг переименовал свою компанию в "Nutrilite Products" (по названию
продукта), сохранив принцип распространения пищевых добавок. Его
сотрудники сами приглашали на работу новичков, давали им необходимые
сведения о продукте и предлагали каждому строить свою собственную сеть,
приглашая в бизнес своих знакомых.
Компания обеспечивала всех дистрибьюторов своей
продукцией и выплачивала каждому комиссионные не только за проданные им
самим товары, но и за каждую продажу, совершенную лично привлечённым
дистрибьютором. Торговый представитель компании, который стал
называться "спонсор", то есть поручитель, пригласивший на работу
новичка, брал на себя обязательство обучать его и помогать ему
совершать как можно больше продаж - от этого зависели его собственные
комиссионные. Причём они могли быть больше от групповых объёмов продаж,
чем от личных.
Таким образом, компания Ренбора работала по схеме "Одноуровневый маркетинг".
Дальнейшая история MLM связана с именами сотрудников
"Nutrilite" Рич Де Воса и Джей Ван Эндела, которые после десяти лет
успешного бизнеса в структурах Ренборга в 1959 году создали свою
собственную компанию "American Way Corporation", сокращённо "AмWay"
(Американский Путь), которая сегодня является самой крупной сетевой
компанией в мире с годовым оборотом более 2 миллиардов долларов.
В период 1959-1975 годов концепция МЛМ медленно
развивалась. В течение этого периода около 30 фирм могли быть
названными МЛМ. В 1975 году Федеральная Комиссия по Торговле (Federal
Trade Commission, FTC) в США ввела в действие ряд "Положений о
структурах типа "пирамида". В процессе расследования для нанесения
главного удара среди 30 компаний была выбрана компания Amway. Через 4
года суд вынес решение -
"метод распространения товаров, называемый
многоуровневым маркетингом, является приемлемым и допустимым с точки
зрения закона способом продаж и распространения продукции".
В 1979-1983 годах (после того, как судом было
вынесено решение по делу Amway) около пяти миллионов человек вступили в
систему сетевого маркетинга. В это время возникло несколько сотен новых
компаний. В течение 80-х годов различные компании сетевого маркетинга
появлялись и исчезали. Концепция сетевого маркетинга росла и
развивалась. Необходимость в новых продуктах и путях развития бизнеса
становилась все более очевидной. Технология всегда была движущей силой
этой индустрии. В 50-х годах дистрибьютор активно использовал
автомобиль и телефон. Через 10 лет, в эру письменной коммуникации,
стало возможно очень быстро получать и копировать нужный документ.
Но прорыв наступил в 80-е годы. Компьютеры стали
доступны практически каждому. Появилась факсимильная техника, сотовая
связь и телеконференции, стало возможным создавать международные
системы сетевого маркетинга. Во всех случаях МЛМ первым адаптировался к
новой технике и услугам.
В 90-е годы сетевой маркетинг стал одним из наиболее
быстро растущих методов торговли и распространения товаров и услуг. Он
получил заслуженное признание и широкое распространение не только в
Америке, но и во всем мире. Он признан в Канаде, Мексике, Англии,
Австралии, Германии, Японии, Малайзии и других странах мира. В США он
признан Федеральной Комиссией по Торговле и другими государственными и
федеральными организациями. В 1991 году около 50% населения США купило
товары или услуги через систему сетевого маркетинга и цифра продолжает
расти.
Большинство людей даже не подозревают насколько
велик МЛМ. Ежегодный прирост индустрии составляет от 20 до 30
процентов. По некоторым оценкам, сейчас от 4.000 до 5.000 компаний в
мире работают по системе МЛМ и осуществляют оборот в несколько сотен
миллиардов долларов в год! Некоторые компании, работающие по принципу
сетевого маркетинга, включены в список Нью-Йоркской Фондовой Биржи и в
список ста наиболее удачливых и быстро растущих компаний (Fortune's
list). Не думайте, что это исключительно американский феномен. Компания
Amway наряду с IBM и Mobil Oil является одной из самых
быстроразвивающихся в Японии. В одной только Малайзии существует более
800 компаний сетевого маркетинга! Прогнозируется, что до 2015 года
число компаний вырастет до 30.000! В настоящее время десятки миллионов
человек временно или постоянно работают в различных компаниях МЛМ,
которые производят и продают продукты питания, косметику и моющие
средства, одежду, канцтовары, журналы, книги и многое другое.
К 1984 году в США насчитывалось приблизительно
500.000 миллионеров и 20% из них заработали состояние в МЛМ. В
настоящее время в США 850.000 миллионеров и 40% от их числа вышли из
МЛМ. В 1984 году самые успешные участники бизнеса зарабатывали от
50.000 до 100.000 долларов в месяц, в настоящее время доходы достигают
400.000 - 500.000 долларов в месяц, причем в некоторых случаях они
достигаются в первый год работы. Двое из десяти самых богатых людей в
США сделали состояние в МЛМ. Многие, из добившихся успеха, совершенно
обычные люди, никогда раньше бизнесом не занимавшиеся. У некоторых из
них не было денег, когда они начинали. Конечно не каждый человек может
добиться таких высоких доходов, но обеспечить приемлемый для себя
уровень дохода может практически каждый.
Сетевая индустрия в России и СНГ также имеет свою особенную историю,
причём во многом путь этого бизнеса более тернист и сложен.
|